Программа кружка «Театр и малыши»
Программа кружка
«Театр и малыши» направлена на развитие речи у детей младшего дошкольного
возраста.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная
записка. Актуальность
Пояснительная записка: Программа
кружка «Театр и малыши» направлена на развитие речи у детей младшего
дошкольного возраста.
Актуальность:
Развитие
творческих способностей очень актуальна в наши дни, ведь из закомплексованных,
скованных, неуверенных в себе детей вряд ли могут вырасти творческие личности.
А главная задача воспитать детей не равнодушных, ищущих, способных к
преобразующей деятельности. Творческие возможности детей наиболее ярко
проявляются в интересной и доступной театрализованной деятельностью. Она
воздействует на воображение ребенка словом, действием. Театральное искусство
близко и понятно детям, ведь в истине лежит игра, а потребность в игре у детей
дошкольного возраста велика. Самые маленькие дети с удовольствием включаются в
творческий процесс, если он связан с игрой. Рождение творческой инициативы
может служить свидетельством эстетической зрелости. Дети немножко волшебники,
они умеют менять мир по своему «хотению» и потом жить и действовать в этом
воображаемом мире. Важно использовать всесильную фантазию направить ее в
творческое русло. Самое главное в развитии творческих способностей у детей в
том, чтобы дать детям возможность выразить себя, показать свои возможности.
1.2. Цели
и задачи реализации программы
Цель:
Познакомить малышей со сказками посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
·
Развивать интерес к русским народным
сказкам;
·
Воспитывать интерес к различным видам
театров;
·
Овладеть простейшими импровизационными
умениями;
·
Развивать речевую выразительность;
·
Совершенствовать познавательные процессы;
·
Развивать способности и творческой
самостоятельности;
1.3. Принципы и подходы, ожидаемые результаты
Концептуальной основой программы являются
следующие принципы:
·
Принцип
гуманизма как основополагающий.
Предполагает отношение к ребенку как к
безусловной ценности. Принимая во внимание, что приход ребенка в дошкольное
учреждение – ситуация стрессовая, необходимым является проявление максимума
терпения, чуткости и доброжелательности со стороны взрослых.. Требования должны
быть посильными и развивающими.
·
Принцип
природосообразности и индивидуализации
Предполагает учет возрастных и
индивидуальных особенностей детей при организации процесса адаптации: учет
индивидуального опыта поведения и общения, потребностей, привычек и т.д.
Взрослые выстраивают линию взаимодействия
с ребенком, двигаясь, прежде всего, от ребенка.
·
Принцип
развития.
Предполагает, что смысл адаптационного
процесса состоит не в том, чтобы
приспособить ребенка к включению в процесс решения дидактических задач,
ав том, чтобы в ходе игрового взаимодействия ребенка со взрослым помочь ему в
выработке нового способа жизнедеятельности, перестроить его активность в
соответствии с условиями воспитания и коллективного обучения, тем самым оказав
развивающее влияние на его психику. Таки образом, приспособительной концепции
адаптации противостоит конструирующая концепция.
·
Принцип
индивидуального подхода в создании специальных условий для деятельности и
общения с ребенком.
Предполагает, что взрослые овладевают
методами и приемами психолого-педагогического воздействия в зависимости от характера поведения ребенка.
·
Принцип
взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.
Акцентирует внимание на повышении роли
семейного воспитания в развитии и воспитания ребенка, установлении партнерских
отношений «семья – дошкольное учреждение».
В работе с малышами, для обеспечения
качества организации образовательного и воспитательного процесса эффективно
используются технологии:
·
Здоровьесберегающая технология;
·
Игровая технология;
·
Элементы арт-терапии.
·
ИКТ;
·
Технология личностно-ориентированного
подхода;
Театрализованная
деятельность создает условия для развития творческих способностей. Этот вид
деятельности требует у детей: внимания,
сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать,
подчиняясь определенному образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью.
Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная
постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского
творчества.
В драматической форме
осуществляется целостный круг воображения, в котором образ, созданный из
элементов действительности, воплощает и реализует снова в действительность,
хотя бы и условную. Таким образом, стремление к действию, к воплощению, к
реализации, которое заложено в самом процессе воображения, именно в
театрализации находит полное осуществление
ОЖИДАЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
Театрализованные
игры помогают детям запомнить наизусть много сказок, рассказывать, показывать,
обыгрывать, имитируя движение животных, не умеющим говорить детям - с легкостью
запомнить слова мимикой и жестами. Развитие идет от движений и эмоций к слову,
дети начинают говорить – произносят небольшие слова и слоги, в дальнейшем
словосочетания, предложения. Дети, которые умели говорить, играют в различные
театры самостоятельно. Их словарный запас расширяется, речь становится ярче,
образнее, выразительной и эмоциональной. Умеют инсценировать простые сказки.
Познавательная деятельность.
1.
Имеют представление о театре.
2.
Умеют использовать атрибуты.
3.
Умеют использовать мимику, пантомимику
Развитие речи: все дети говорят, проговаривают чистоговорки, потешки, песенки, прибаутки,
рассказывают сказки.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Возрастные
и индивидуальные особенности детей от 3 до 4 лет
Младшая
группа (от 3 до 4 лет)
В
возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его
общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только
членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка
выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными
возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая
становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной
особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними
предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими
предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с
игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие
дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми,
неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают
формироваться.
Изобразительная
деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте
они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в
изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более
детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое
значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны
под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Известно,
что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом
возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная
деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных
построек по образцу и по замыслу.
В
младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от
использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия, переходят к
сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу
младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм
предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по
величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной
организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного
учреждения.
Развиваются
память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5–6
названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить
значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает
развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в
ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого
результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения
между предметами.
В
младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно
наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве
заместителей других.
Взаимоотношения
детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного
воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые
выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения
детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем
активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут
наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми
возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе
сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В
младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в
относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только
начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем
можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком,
сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом
дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает
развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере
выбираемых игрушек и сюжетов.
2.2. Методическое обеспечение программы.
Методы, формы, средства
Методы:
·
словесные: рассказ, объяснение, описание, беседа.
·
Наглядность: иллюстрации к сказкам,
рассказам, стихам, потешкам; атрибуты к играм; художественная литература; дидактические
игры.
·
Практические – показ детям используя
различные театры.
Развитие
творческих способностей средствами театрализованной деятельности. Дети
знакомятся с окружающим миром, во всем его многообразии через образы, звуки, а
умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы.
2.3. Театрализованные
игры и их разновидности
Театрализованные игры
делятся на две группы: режиссерские и игры драматизации.
Режиссерские игры: - Настольный
театр игрушек; Настольный театр картинок,- Театр на фланелеграфе, Игры
драматизации с пальчиками, Кукольный
театр «Бибабо».
Ребенок или взрослый
сам не является действующим лицом. Он действует за него, изображает его
интонацией, мимикой.
Драматизации основаны
на собственных действиях исполнителя роли.
Ребенок или взрослый
использует свои средства выразительности: интонацию, мимику, пантомиму.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Программа
рассчитана на 1 год для детей с 3 до 4 лет.
3.1. РЕЖИМ РАБОТЫ КРУЖКА
1 раз в неделю
по 15 минут
Для
реализации программы использую куклу, куклу Петрушку, разнообразный настольный
театр, театр игрушек, пальчиковый театр, театр на фланелеграфе, кукольный
театр, ширму, наголовники, сказочные ребусы.
3.2. Календарно-тематический план.
Неделя
|
№ занятия
|
Месяц
|
Тема
|
Программные задачи
|
Методическое приемы
|
|
1
|
1
|
Сентябрь
|
Сказка «Репка»
|
Формировать желание обыграть сказку на
магнитной доске
|
Магнитная доска, фигурки сказки
|
Чтение по книге или наизусть.
Рассказывание, инсценировка, заучивание наизусть
|
2
|
2
|
Сказка «Колобок»
|
Формировать желание обыграть сказку на
магнитной доске
|
Магнитная доска, фигурки сказки
|
||
3
|
3
|
Сказка «Теремок»
|
Формировать желание обыграть сказку на магнитной
доске
|
Магнитная доска, фигурки сказки
|
||
4
|
4
|
Сказка «Петушок и бобовое зернышко»
|
Формировать умение показать сказку
«Петушок и бобовое зернышко»
|
Рассматривание, рассказывание, куклы из
разнообразных театров, беседа
|
||
1
|
5
|
Октябрь
|
Сказка «Волк и козлята»
|
Познакомит с новой сказкой. Формировать
умение самостоятельно изготавливать главных героев из соленого теста,
Развивать речь, мелкую моторику,
творческие способности
|
Изготовление главных героев из соленого
теста
|
|
2
|
6
|
Сказка «Кот, петух и лиса»
|
Познакомить с новой сказкой
|
Рассматривание, рассказывание, куклы из
разнообразных театров, беседа
|
||
3
|
7
|
Сказка «Гуси-лебеди»
|
Познакомить с новой сказкой
|
Рассматривание, рассказывание, куклы из
разнообразных театров, беседа
|
||
4
|
8
|
Сказка «Маша и медведь»
|
Познакомить с новой сказкой
|
Рассматривание, рассказывание, куклы из
разнообразных театров, беседа
|
||
1
|
9
|
Ноябрь
|
Обыгрывание сказки «Гуси-лебеди»
|
Формировать желание обыграть сказку
|
Игра, беседа
|
|
2
|
10
|
Использование разнообразных театров
|
Формировать представление об
разнообразных театрах
|
Театры пальчиковый, настольный,
кукольный
|
||
3
|
11
|
Театры по выбору
|
Закрепить правильность игры
|
Игра, беседа
|
||
4
|
12
|
Сказка «Бычок черный бочек, белое
копытце»
|
Продолжать знакомить с новыми героями
сказки
|
Чтение, беседа, рассматривание
|
||
1
|
13
|
Декабрь
|
Сказка «Бычок черный бочек, белое
копытце»
|
Формировать представления о героя сказки
|
Подбор героев, обыгрывание
|
|
2
|
14
|
Сказка
«Два жадных медвежонка»
|
Формировать
представления о героях сказки
|
Рассматривание,
беседа, обыгрывание
|
||
3
|
15
|
Сказка «Рукавичка»
|
Формировать
представления о героях сказки
|
Рассматривание,
беседа, обыгрывание
|
||
4
|
16
|
Сказки «Рукавичка» и «Бычок черный
бочек, белое копытце»
|
Формировать желание обыграть сказку
|
Инсценировка сказки
|
||
1
|
17
|
Январь
|
Сказочные лабиринты
|
Формировать представления о сказочных
лабиринтов
|
Игра, рассказывание, рассматривание
|
|
2
|
18
|
Сказочные ребусы
|
Познакомить со сказочными ребусами,
|
Игра, ребусы
|
||
3
|
19
|
Сказочные ребусы
|
Формировать желание играть с ними
|
Игра, ребусы
|
Чтение по книге или наизусть.
Рассказывание, инсценировка, заучивание наизусть
|
|
4
|
20
|
Сказки на фланелеграфе «Кто сказал
«МЯУ»»
|
Познакомить со сказкой
|
Фланелеграф, фигурки главных героев
|
||
1
|
21
|
Февраль
|
Сказка «Два жадных медвежонка»
|
Закрепить представление о сказки
|
Игра
|
|
2
|
22
|
Сказка «Рукавичка»
|
Закрепить представление о сказки
|
Игра
|
||
3
|
23
|
Сказка «Теремок»
|
Закрепить представление о сказки
|
Игра
|
||
4
|
24
|
Сказка «Репка»
|
Закрепить представление о сказки
|
Игра
|
||
1
|
25
|
Март
|
Сказка «О глупом мышонке»
|
Формировать желание отвечать на вопросы
|
Рассматривание, рассказывание
|
|
2
|
26
|
Сказка «О глупом мышонке»
|
Обыгрывание
|
Игра
|
||
3
|
27
|
Сказка «Об умном мышонке»
|
Формировать желание отвечать на вопросы
|
Рассматривание, рассказывание
|
||
4
|
28
|
Сказка «Об умном мышонке»
|
Обыгрывание
|
Игра
|
||
1
|
29
|
Апрель
|
Сказка «Муха-Цокотуха»
|
Познакомить с новой сказкой
|
Беседа, рассматривание
|
|
2
|
30
|
Сказка «Муха-Цокотуха»
|
Формировать желание отвечать на вопросы
и обыгрывать
|
Игра
|
||
3
|
31
|
Сказка «Три медведя»
|
Познакомить с новой сказкой
|
Беседа, рассматривание
|
||
4
|
32
|
Сказка «Три медведя»
|
Формировать желание отвечать на вопросы
и обыгрывать
|
Игра
|
||
1
|
33
|
Май
|
Мои любимые сказки
|
Формировать желания выбирать, играть и
подражать героям любимых сказок
|
Игра
|
|
2
|
34
|
|||||
3
|
35
|
|||||
4
|
36
|
3.3. Материально-техническое обеспечение
Ширма,
фланелеграф, настольные театры, театр игрушек, пальчиковые театры (бумажные,
деревянные и вязанные), театры на фланелеграфе, наголовники (маски, шапочки),
сказочные ребусы, Театр деревянных ложек, театр «Веер», театр «Кружечек»,
костюмы для мальчиков, костюмы для девочек, костюм петрушки для взрослых
3.4. Методическое
обеспечение:
1.
300 трёхминутных развивающих игр для детей
от 2 до 5 лет / Дж. Силберг ; пер. с англ. Е.А. Бакушева. – 3-е изд. – Мн. :
«Попурри», 2006. – 192 с. : ил.
2.
Винникова
Г. И. Занятия с детьми: Развитие речи, художественная литература,
изобразительная деятельность-М.: ТЦ Сфера, 2011.-128с.
3.
Забавный
фейерверк: игры, конкурсы, считалки, стихи для самых маленьких / А.А. Волошина
– Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 256 с. – (Золотой фонд).
4.
Пальчиковая
гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. –
М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 48 с.
5.
Петрова
Т. И. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000
6.
Поиграй
со мной! Развивающие игры и упражнения для детей трех лет [Текст] / Авт. –сост.
Н.В. Коскова. – Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2007. – 205 с. – (Все лучшее для
моего малыша).
7.
Рудова
А. С. Развивающие театрализованные программы и кукольные спектакли.
- Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009
8.
Храстоматия для детского сада: группа раннего возраста:
песенки, потешки, приговорки, заклички, колыбельные песенки,загадки, сказки,
стихи, рассказы / сост. А.Н. Печерская. – М.: ООО «Русское слово – учебник»,
2016. – 104 с. – (ФГОС дошкольного образования).
Комментарии
Отправить комментарий